Облик современной квартиры, в сравнении с привычными обликами квартир 70-80 – х годов, кардинально переменился. На смену мелко нарезанным «комнатам-коробкам» пришли перетекающие и взаимодополняющие виды планировок комнат, как-то: кухня-столовая, прихожая-гостиная, спальня-кабинет и т.д. Проще говоря, современный человек больше ориентирован на максимальный комфорт и функциональность, чем потерявшие актуальность стандартные виды планировок. Дизайнеры говорят об особой популярности в последнее время квартир-студий. Особенно это касается небольших по площади квартир.


Становиться тенденцией делать даже не одно огромное помещение с отсутствием каких-либо перегородок, а открытое пространство, условно разделенное на зоны, границы которых обозначены частичными непрозрачными перегородками или, напротив, абсолютно прозрачными стеклянными стенами, или раздвижными дверями, при желании превращающими квартиру в одно пространство. Если вы выбираете свободную планировку, ваше жилище становиться не только более просторным, но и более удобным.

Первыми в борьбе за новый вид квартиры пали стены между кухней и столовой, потом общее пространство присоединило к себе гостиную и прихожую, а затем и другие комнаты. Единственными помещениями, отделенными от общего пространства, остаются, и то не всегда, санузел и спальня. Потеряв разделяющие перегородки, нагрузка по зонированию в основном легла на пол и потолок. Эти две поверхности создают общую планировочную композицию: задают траектории передвижения, выделяют кульминационные точки интерьера, определяют те или иные функциональные зоны.

При решении этих задач главное для потолка – форма, а для пола – фактура и плотность материала, а также рисунок напольных покрытий и графика расшивки паркета или плитки. В нашем сознании разные напольные покрытия ассоциируются с различными жизненными зонами жилища. Ковер, ковровое покрытие ассоциируется с зоной отдыха и предназначены для спальни, детской, диванной зоны; керамическая плитка и каменные плиты подходят для кухни, прихожей, ванной комнаты; паркет уместен в гостиной, столовой и кабинете.

Переход от одного напольного покрытия к другому обозначает границу между функциональными зонами. Как будут выглядеть эта граница, зависит от общего решения интерьера: она может иметь как мягкие волнистые линии, так и четкие прямые. Кардинальное различие в цвете покрытий еще больше увеличивает эффект зонирования. Смена покрытий может быть свободной и никак не обозначаться, но интересней обыграть переход от одного материала на другой каким-либо элементом. Например, границей двух зон может быть подиум, приподнимающий одну над другой.

Это очень удобно для отделения прихожей или холла с керамическим полом от гостиной с паркетным полом или для разделения кухни и столовой. Рисунок, образованный напольным покрытием, также несет функциональную нагрузку, он поможет подчеркнуть расположение мебели и определить направление движения по квартире. Длинные половые доски, положенные параллельно, поддерживают общее направление композиции, а мелкая паркетная клетка, уложенная в разных направлениях, наоборот, смягчает движение.

Потолок в отличии от нижней поверхности дает больше возможностей для пластических изменений. Кроме этого, потолок решает и сложности технического характера. Несущие конструкции, кондиционеры с их воздуховодами, вентиляционные каналы и т.п. легко скрыть под ним. Освещение, базирующееся на потолке, также является сильнейшим средством организации и зонирования открытого интерьера. В зависимости от того, каким светом – прямым или отраженным – освещено помещение, меняется его образ и характер зонировании.

Четкого соответствия границ пола и потолка в зонировании открытого интерьера может и не быть, но цельность ощущения единого пространства должна оставаться главенствующей. Наиболее перспективны следующие приемы: подвесной потолок с пониженным уровнем перетекает из одной зоны в другую, превращаясь в геометрическую или свободную криволинейную форму, или в карниз с подсветкой по периметру, объединяющий сразу несколько зон; потолок имеет одинаковый уровень в двух соседних зонах, но над одной из зон в нем вырезаны отдельные участки. Получается, что с помощью потолка мы можем объединять одни зоны и выделять другие. С помощью пола возможно выделение тех зон, которые были объединены с другими потолком; с помощью света отмечаются зоны, которые ни пол, ни потолок не выявили вообще.